Заказчик: ОАО «Варандейский терминал»
Генподрядчик: ООО «НовоморНИИпроект»
Цель проекта: разработка берегозащитных мероприятий по сохранению береговой полосы вдоль взлетной полосы аэропорта Варандей, располагающейся в условиях открытого побережья и подверженной размыву.
Стадия проектирования: проектная документация.
Конструктивные решения:
Стабилизацию пляжевой полосы вдоль взлетно-посадочной полосы предполагается осуществить с помощью уширения существующего пляжа, а также различных типов берегозащитных сооружений:
- Вариант 1 - Волногасящая берма из горной массы шириной 20м, устраиваемая в 15м от мористой кромки взлетно-посадочной полосы параллельно ей. По данным экспериментальных исследований берма устойчива при воздействии волнения и способствует снижению вдольберегового перемещения песка. Размывы берега не достигают взлетно-посадочной полосы.
- Вариант 2 - Набросная дамба, устраиваемая из бетонных массивов либо из камня на расстоянии 117м от морской бровки взлетно-посадочной полосы. Эксперименты показали, что дамба устойчива на воздействие волнения, эффективно гасит волны и является надежной защитой взлетно-посадочной полосы от размывов.
- Вариант 3 - Проницаемый искусственный риф, представляющий собой сооружение в виде наброски бетонных блоков, либо камней в жесткий металлический каркас, установленный и закрепленный к свайному основанию. Исследования показали, что сооружение устойчиво и имеет высокую волногасящую и берегозащитную эффективность.
- Вариант 4 – Волногасящее сооружение в данном варианте устраивается в тыльной части пляжа в 30м от уреза воды. В поперечном сечении оно представляет собой два ряда модулей, изготовленных с использованием покрышек, поверх которых установлен третий модуль. Конструкция берегозащитного сооружения по данному варианту предлагается на основании опыта практического использования автомобильных покрышек в НПО «Балтберегозащита».
- Вариант 5 - представляет собой защиту берега без использования каких-либо специальных сооружений, а только засчет соответствующего уширения существующего песчаного пляжа с обеспечением его стабильности дополнительными подсыпками песка в течение всего периода эксплуатации. Для гарантированной защиты взлетно-посадочной полосы при воздействии экстремальных штормов ширина существующего пляжа должна быть увеличена на 30м.
Все предложенные варианты берегозащитных сооружений являются весьма эффективными средствами защиты взлетно-посадочной полосы, но наименее затратным по стоимости является берегозащитное сооружение по варианту 3, с использованием металлического каркаса заполненного камнем (проницаемый искусственный риф).
Особенности проектирования:
Строительство по всем вариантам (исключая вариант 5) должно выполняться навстречу потоку наносов, т.е. с восточной стороны взлетно-посадочной полосы. По варианту 5 строительство следует выполнять по ходу потока наносов и начинать с западной стороны участка.